cloud
РДС ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

pdf

Открыть файл в исходном варианте

Текстовое содержание файла

Страница 1

1

Частное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 170 открытого акционерного общества
«Российские железные дороги»



Принята на заседании
педагогического совета
протокол от 31.08.2021 г. № 1
Утверждаю:
заведующий
Детским садом № 170 ОАО «РЖД»
Н.Н. Кузнецова
приказ от 15.10.2021г. № 111/2а





Дополнительная общеразвивающая программа
«Ритмическая мозаика»
Возраст детей 4 -7 лет
Срок реализации 3 года














Белово 20 21

Страница 2

2

Дополнительная программа
«Ритмическая мозаика»
для детей 4-7 лет
Разработчик:
хореограф – Болдырева Анна Вячеславовна








Программа «Ритмическая мозаика» направлена на развитие творческих и
физических способностей детей, развитие координации, пластики, укрепление
мышц, подвижности суставов, общее укрепление и оздоровление организма.
Программа по ритмопластике для детей дошкольного возраста (от 4 до 7 лет)
содержит календарно -тематическое планирование, конспекты игр, показатели
оценки освоения программы.
Данная программа предназначена для педагогов дошкольных образовательных
учреждений.















Страница 3

3

Содержание

1. Пояснительная записка …………………………………………………… …. 3
2. Содержание программы …………………………………………………… ..6
3. Ожидаемые результаты …………………………………………………… ..16
4. Методическое и материально -техническое обеспечение ………………... .18
5. Литература …………………………………………………………………... 19






















Страница 4

4


1. Пояснительная записка
Дополнительная программа по ритмопластике «Ритмическая мозаика»
направлена на развитие творческих способностей детей средствами ритмики и
музыкального движения, а также элементами эстрадного танца ,
удовлетворение индивидуальных потребностей детей в самореализации и
демонстрации своего успеха.
Актуальность программы обусловлена тем, что в современных
условиях востребована личность, обладающая уровнем художественно -
эстетического воспитания, социал ьно активная, умеющая творчески мыслить.
Доказано, что двигательные упражнения и активность развивают
интеллект ребенка, позволяют выразить эмоции, реализов ать энергию. Занятия
ритмикой формируют творческие способности, координацию движений,
чувство ритма. Развивается умение ориентироваться в пространстве,
формируется правильная осанка и красивая походка. В тоже время происходит
развитие психических процессов: восприятия, внимания, воли, памяти,
мышления и общее оздоровление. Занятия ритмикой способствуют
разностороннему развитию детей, учат их красоте и выразительности
движений, способствуют формированию психического и физического
здоровья.
Дошкольный период общепризнан как начальный эт ап развития
внутреннего мира ребенка, его духовности, формирования общечеловеческих
ценностей. Этот возраст является временем интенсивного развития и
всесторонней любознательности. Изучение детьми хореографии, вводит их в
мир волнующих перевоплощений, радо стных переживаний, открывает путь
эстетического восприятия и освоения жизни в рамках, доступных его возрасту.
Таким образом, рабочая программа по ритмопластике «Ритмическая
мозаика» , способствует решению приоритетных задач, которые ставит
государство пере д образованием и является актуальной.
Новизна программы заключается в:

Страница 5

5

 определенной последовательности обучения танцевальному искусству,
начиная с элементов партерной гимнастики, ритмики, элементов
детского танца;
 использовании танцевальных игр и творче ских заданий для развития
воображения детей.
Рабочая программа по ритмопластике «Ритмическая мозаика» разработана с
учётом:
 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 -ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (ред. от 02.07.2021, с изм. и доп., вступ. в силу с
01.09.2021)
 Министерство Просвещения РФ Приказ от 09.11.2018 г. № 196
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (с изм.
на 30.09.2020).
 СП 2.4.3648 -20 «Санитарно -эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи», утв. постановлением Главного государственного санитарного
врача России от 28 сентября 2020 г. № 28;
 СанПиН 1.2.3685 -21 «Гигиенические но рмативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания», утв. постановлением Главного государственного санитарного
врача России от 28 января 2021 г. № 2;
•Санитарно -эпидемиологические правила и нормативы СП 3.1/2.4.
3598 -20 "Санитарно -эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации работы образовательных организаций и других
объектов социальной инфраструктуры для детей и молодёжи в усло виях
распространения новой коронавирусной инфекции» ( COVID – 19)» .

Рабочая программа по ритмопластике «Ритмическая мозаика»
разработана на основе методик музыкально -двигательного воспитания
Рудневой С.Д., Фиш Э.М., методик обучения классическому танцу Ва гановой
А.Я.
В основу программы легли следующие принципы:
 принцип гуманистическо й направленности, основанный на
стратегии взаимодействия педагога и дошкольника: субъект –
субъектные отношения;

Страница 6

6

 принцип природосообразности и индивидуальности каждого
воспитанника, то есть учёт природных задатков, возможностей и
способностей;
 принцип дифференциации – учёт половозрастных особенностей,
состояния здоровья, одарённости;
 принцип систематичности – учебный материал преподаётся
пос ледовательно и непрерывно, соблюдая изложение материала от
простого — к сложному. Дошкольники обучаются вначале
вспомогательным, а потом основным упражнениям, при постоянном
возрастании нагрузок и с использованием новых и разнообразных
упражнений;
 личност но -ориентированного подхода, когда для каждого ребёнка
формируется зона его ближайшего развития, даётся возможность
осуществлять реализацию программы в посильном для него темпе;
Педагогическая целесообразность учебной программы заключается в
том, что обес печивает детям дошкольного возраста развитие разнообразных
танцевальных умений и навыков, способствует общему гармоническому,
психологическому, духовному и физическому развитию, воспитывает в детях
потребность в двигательной активности и здоровом образе жи зни. Так же
танцевальное искусство помогает учащимся в самовыражении и демонстрации
своего успеха в творчестве, что помогает расти и развиваться как личности.
Цель программы – развитие творческих способностей детей средствами
ритмики и хореографии, удовле творение их индивидуальных потребностей в
самореализации и демонстрации своего успеха.
Для достижения цели реализуются следующие задачи:
 сформировать коммуникативную компетентность в общении и
сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего во зраста,
взрослыми;
 сформировать ценности здорового и безопасного образа жизни;

Страница 7

7

 сформировать эстетическое сознание, стремление и способность к
творческой деятельности;
 развить и укрепить физические данные;
 развить музыкальные, творческие и исполнительские способности
детей;
 воспитывать чувство ответственности, доброжелательности,
отзывчивости, взаимопомощи;
 сформировать способность к волевому усилию и выносливости в
преодолении сложностей и физических нагр узок.

Возраст учащихся. Программа предназначена для детей дошкольного
возраста от 4 до 7 лет.
Срок р еализации программы составляет 3 года.
Формы и режим занятий.
Занятия проводятся 2 раза в неделю во второй половине дня.
Продолжительность одног о занятия для средней группы – 25 минут, для
старшей группы – 30 минут . Состав группы 12 – 16 человек
Работа с родителями:
 родительские собрания (организационно -ознакомительное, итоговое);
 индивидуальные и групповые кон сультации по запросу родителей;
 открытое занятие в середине и конце учебного года.







Страница 8

8






2. Содержание программы

Учебный план
Количество занятий Занятий в
неделю/минут
Занятий в
месяц/минут
Занятий в
учебный
год/минут
Средняя группа 2/50 8/200 64/ 1600
Старшая группа 2/60 8/240 64/ 1920
Подготовительная
группа
2/70 8/280 64/ 2240

Учебный план для средней группы


п/п
Наименование разделов и тем программы

Количество
занятий
I. «Танец и ритм» вводное занятие 1
II. Ритмика и элементы музыкальной грамоты 62
1 Музыкальная грамота 6
2 Развитие мышечного чувства 10
3 Игра и творчество 10
4 Танцевальные движения 12
5 Танцевальные шаги 12
6 Рисунок танца 12
III. «Музыкальная радуга» итоговое занятие 1
Итого: 64

Содержание программы для средней группы
I. «Танец и ритм» вводное занятие.

Страница 9

9

Теория. Что такое танец, чем отличается мелодия и ритм. Для чего нужна
ритмика. Правила поведения на занятии.
Практика. Вход в зал, построение на занятии. Музыкальные игры на
проверку слуха и чувства ритма: «Весёлый ритм», «Море волнуется».

II. Ритмика и элементы музыкальной грамоты.
1. Музыкальная грамота.
Теория – основные элементы музыкальной грамоты: темп, динами ческие
оттенки, пауза.
Практика. Шаги под музыку, исполнение медленных и быстрых движений,
выдерживание музыкальной паузы, умение вступать под музыку на счёт «раз».
Хлопки в ладоши с использованием разного ритмического рисунка. Игра
«Дождик» на развитие чувства ритма.
2. Развитие мышечного чувства. Исходные положения корпуса,
рук и ног. Расслабление и напряжение мышц, движения головы, плеч, корпуса
и рук для развития подвижности суставов. Движения на координацию с
использованием рук, головы и корпуса.
3. Игр а и творчество. Музыкальные игры на развитие
художественно -творческих способностей, движения в образах,
взаимодействие в парах и группами: «Игра в мяч», «Паровозик», «Зайки», « У
меня у тебя », « Пяточка, носочек », «Я рисую», «Солнце и цветочки», «Аист -
птица» , «Топ и Хлоп», «Мы хотели танцевать».
4. Танцевальные движения. Теория – положение ног и рук во время
движения. Правила исполнения движений.
Практика. П одготовка к маршу и подскоку. Движения на приседания
«пружинка», «медленно -быстро », шаг с подскоком на месте, прыжки
«мячики», подготовка к галопу.

Страница 10

10

5. Танцевальные шаги. Теория – положение головы, рук и корпуса
во время движения.
Практика. Виды шагов, прыжковых движений и бега. Виды шагов:
танцевальный с носка, с высоким коленом, топающий, шаг на пяточках, с
хлопками, приставной шаг, шаг на полупальцах, лёгкий бег на полупальцах .
6. Рисунок танца. Теория – виды рисунков, положение танцоров
отн осительно друг друга, в каком направлении осуществляется движение.
Практика. Построение в линию, в две линии, в колонну по одному и по
двое, полукруг, квадрат, движение по кругу.
III. «Музыкальная радуга» итоговое занятие.
Теория . Знание названий и п равил исполнения танцевальных рисунков и
движений.
Практика . Демонстрация выученных движений. Исполнение движений
под разнохарактерную музыку.
Учебный план для старшей группы


п/п
Наименование разделов и тем программы Количество
занятий
I. Вводное занятие «Ритмическая мозаика» 1
II. Ритмика и элементы музыкальной грамоты 30
1 Музыкальная грамота 6
2 Игра и творчество 8
3 Танцевальные движения 8
4 Прыжковые движения 8
III . Основы эстрадного танца 16
1 Основные позиции 4
2 Движения на середине 6
3 Прыжки 6
IV . Я - танцор 16
1 Движения танца 6

Страница 11

11

2 Перестроения 4
3 Постановка танца 6
V. «Ритмический калейдоскоп» итоговое занятие 1
Итого: 64


Содержание программы для старшей группы
I. Вводное занятие «Ритмическая мозаика»
Теория. Что такое хореография . Что развивает, какие даёт навыки в танце.
Что такое ритмический рисунок. Правила поведения на занятии.
Практика. Вход в зал, построение на занятии, поклон. Танцевальная
разминка «Мы поставили пластинку».
II. Ритмика и элементы музыкальной грамоты
1. Музыкальная грамота. Теория – строение музыкального
произведения: вступление, части. Музыкальный размер: 2/4, 4/4, 3/4.
Практика. Повторение танцевальных движений медленно и быстро под
музыку со вступлением в такт и затакт, с использованием музыкального
размера.
2. Игра и творчество. Теория – прослушивание музыки,
определение характера и настроения в музыке. Логика перестроен ия из
рисунка в рисунок.
Практика. Музыкальные игры на развитие художественно -творческих
способностей, движения в образах, перестроения: игра на перестроения
«Танцевальная фигура», «Ищи», «Воздушные шары», «Фабрика игрушек»,
«Звероаэробика», «Скакалка», « Делай как я».
3. Танцевальные движения. Теория – положение ног и рук во время
движения. Правила исполнения движений.
Практика. Шаг с подскоком из стороны в сторону, с последующим
добавлением хлопков, подготовка к шагу польки, танцевальный бег, бег с
выносом ноги вперед и назад. Комбинирование движений друг с другом.

Страница 12

12

4. Прыжковые движения. Теория – правила исполнения движений.
Практика. Подскоки на месте и в продвижении, галоп прямо и с
поворотом корпуса во время движения. Комбинирование движений.
III. Основы эстрадного танца
1. Основные позиции.
Теория – правила постановки рук и ног, смена положения из одной
позиции в другую.
Практика. Исполнение VI, I и II позиций ног под музыку. Исполнение и
переходы подготовительного положения, I, II и III позиций рук. Композиция
«Куклы» на проработку всех позиций.
2. Движения на середине. Теория – правила
исполнения движений с использованием выворотности и силы мышц с
ощущением «тугой резинки» на коленях. Понятие рабочая и опорная нога.
Практика. Упражнение releve – подъём на полупальцы, demi plié –
приседание по VI, I и II позициям, battement tendu – отведение в сторону и
приведение в позицию прямой ноги.
3. Прыжки. Теория – правила приседания и толчка наверх с прямым
корпусом во время прыжка.
Практика. Прыжки по VI позиции, с разножкой и поджатыми ногами.
IV. Я - танцор
1. Движения танца.
Практика. Исполнение изученных танцевальных движений в парах и
группами. Разучивание движений и комбинаций танцевального номера.
2. Перестроения. Теория. Восемь точек сценического пространства,
положение к зрителю, понятие кулис.
Практика. Перестроения по одному и парами из рисунка в рисунок с
использованием различных положений рук: на поясе, держась за руки внизу и
наверху.
3. Постановка танца. Теория. Прослушивание музыкального
произведения, определение характера и образа танца.

Страница 13

13

Практика. Разучивание танц евального номера, постановка
композиции с использованием движений и рисунков.
V. «Ритмический калейдоскоп» итоговое занятие
Теория – знание терминов и правил исполнения движений.
Практика – демонстрация выученных движений и комбинаций и танцев.
Учебный план для подготовительной группы


п/п
Наименование разделов и тем программы Количество
занятий
I. Вводное занятие «Ритмическая мозаика» 1
II. Гимнастика 30
1 Строевые упражнения 6
2 Партерная гимнастика 8
3 Упражнения на расслабление мышц, дыхательные на
укрепление осанки
8
4 Акробатические упражнения 8
III. Танцевально -ритмическая гимнастика 16
1 Игровой стетчинг 4
2 Игровой самомассаж 4
3 Музыкально -подвижные игры 8
IV . Танцы 16
1 Хореографические упражнения 6
2 Танцевальные шаги 4
3 Постановка танца 6
V. «В ритме танца » итоговое занятие 1
Итого: 64

Содержание программы для подготовительной группы
I. Вводное занятие «Ритмическая мозаика»
Практика. Специальные упражнения для согласования движений с
музыкой. Ходьба на каждый счет, хлопки через счет и другие сочетания

Страница 14

14

ритмического рисунка. Хлопки и удары ногой на сильную долю такта
двухдольного и тре хдольного музыкального размера.
II . Гимнастика
1. Строевые упражнения. Практика. Строевые приемы «Направо!»,
«Налево!», «Крутом!» при шаге на месте, переступанием. Строевой шаг на
месте, походный шаг в передвижении. Упражнение типа задания в ходьбе и
бег е по звуковому сигналу, на внимание. Размыкание колонн на вытянутые
руки вперед и в стороны. Перестроение из колонны по одному в колонну по
три в движении с одновременным поворотом в сцеплении за руки и по
ориентирам.
2. Партерная гимнастика. Практика. Упражнения, в положении сидя,
лежа, на боку, из различных упоров. В основном упражнения в партере
выполняются с большой амплитудой движений, однако для увеличения
интенсивности их воздействия можно использовать упражнения малой
амплитуды. Упражнения могут быть как активные, так и пассивные,
статические и динамические, комбинированные и т.п. Упражнения без
предмета. Прыжки на двух ногах и одной ноге, с ноги на ногу.
Общеразвивающие упражнения по типу «Зарядка». Упражнения с
предметами. Основные положения и д вижения в упражнениях с флажками,
мячами, обручами (элементы классификационных групп).
3. Упражнения на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление
осанки. Практика. Посегментное расслабление из стойки руки вверх до
упора присев и положения лежа на сп ине. Посегментное расслабление ног из
положения лежа на спине ноги вперед (в потолок). Расслабление всего тела,
лежа на спине. Свободное, расслабленное раскачивание ноги, стоя боком к
опоре на одной ноге и держась за нее. Дыхательные 9 упражнения на
имитац ионных и образных движениях: с проговариванием, задержкой
дыхания, подниманием и опусканием рук. Упражнения на осанку в образных и
двигательных действиях («лодочка», «палочка» и др.), лежа на спине и на
животе.

Страница 15

15

4. Акробатические упражнения. Практика. Акробатические
комбинации из пройденных упражнений. Горизонтальное равновесие на одной
ноге с опорой и без опоры («ворона»).
III . Танцевально -ритмическая гимнастика. Специальные композиции
и комплексы упражнений «Марш», «Упражнение с флажками», «Три
поросенка», «Упражнение с мячами», «По секрету всему свету», «Упражнение
с обручами», «Ванька -Встанька», «Пластилиновая ворона».
1. Игровой стетчинг . Специальные упражнен ия для развития силы и
гибкости в образных и игровых двигательных действиях и заданиях.
Комплексы упражнений.
2. Игровой самомассаж. Поглаживание и растирание отдельных частей
тела в образно -игровой форме.
3. Музыкально -подвижные игры «День -ночь», «Запев — припев»,
«Нам не страшен серый волк», «Дети и медведь», «Трансформеры»,
«Горелки». Музыкально -подвижные игры на определение темпа, характера и
структуры музыкальных произведений. Подвижно -образные игры по типу
заданий для строевых и общеразвивающих упра жнений.
IV . Танцы.
1. Хореографические упражнения. Практика . Русский поклон .
«Открывание» руки в сторону и на пояс, стоя боком к опоре. Полуприседы и
подъемы на носки с движением руки, стоя боком к опоре. Выставление ноги
вперед, в сторону, назад — «крестом», «носок -пятка». Наклоны туловища,
стоя спиной и боком к опоре. Подъемы ног и махи ногами через выставление
ноги на носок. Прыжки, стоя лицом к о поре, из первой позиции ног во вторую.
Перевод рук из одной позиции в другую на шаге. Соединение изученных
упра жнений в законченную композицию.
2. Танцевальные шаги. Практика . Шаг с подскоком с различными
движениями руками. Поочередное пружинное движение ногами в стойке ноги
врозь. Нога в сторону на пятку с наклоном в сторону, руки в стороны.
Основные движения русского танца: тройной притоп, «припадание» с

Страница 16

16

поворотом, «елочка», «гармошка», «ковырялочка». Основные движения
танцев «Ча -ча -ча», «Самба», «Полон ез»; комбинации из изученных шагов.
3. Постановка танца. Теория. Прослушивание музыкального
произведения, определение характера и образа танца.
Практика. Разучивание танц евального номера, постановка
композиции с использованием движений и рисунков.
V. «В ритме танца » итоговое занятие
Теория – знание терминов и правил исполнения движений.
Практика – демонстрация выученных движений , комбинаций и танцев.

3. Ожидаемые результаты
По итогам освоения программы дошкольниками могут быть достигнуты
следующие личностные результаты:
 способность и стремление активно взаимодействовать со
сверстниками и взрослыми, участвовать в совместных играх;
 развитое воображение, которое реализуется в разных видах
деятельности, и прежде всего в игре и танце;
 владение разными формами и видами игры, различение условной и
реальной ситуации, умение подчиняться разным правилам и
социальным нормам;
 развитая крупн ая моторика; подвижность, выносливость, владение
основными движениями, способность контролировать свои
движения и управлять ими;
 способность к волевым усилиям, стремление и способность
следовать социальным нормам поведения и правилам в разных
видах деятел ьности, во взаимоотношениях со взрослыми и
сверстниками, умение соблюдать правила безопасного поведения и
личной гигиены.
Личностные результаты отслеживаются в течение года с помощью
наблюдения.

Страница 17

17

По итогам освоения учебной программы детьми дошкольного воз раста
могут быть достигнуты следующие предметные результаты:
В результате реализации программы : Дошкольники средней группы:
знают: как различать характер музыки, мелодию и ритм, вступление, начало и
окончание музыкальной фразы; умеют: правильно держать р уки на поясе,
координировать свои движения. И сполнять марш, подготовку к галопу, шаг с
подскоком; владеют: техникой исполнения танцевальных шагов, техникой
построения в рисунок.
Дошкольники старшей группы:
знают: основные позиции рук и ног, как различат ь характер исполняемых
этюдов; умеют: координировать танцевальные движения и шаги,
ориентироваться в пространстве исполнять движения эстрадного танца;
владеют: техникой исполнения ритмических движений и этюдов, техникой
перестроения из рисунка в рисунок.
В дополнительной общеразвивающей программе « От ритмики к танцу »
предусмотрена диагностика и система контроля, которая позволяет
определить эффективность обучения.
Главную оценку усвоения программы, личностного и творческого роста
учащихся при помощи мет ода наблюдения осуществляет педагог.
В процессе реализации программы проводятся начальный, итоговый и
текущий контроль усвоения учащимися знаний, умений и навыков.
Начальный контроль осуществляется в начале года, итоговый контроль – в
конце года. Текущий контроль осуществляется регулярно посл е прохождения
учебных тем.
Способы и формы проверки результатов:
 начальный контроль – опрос, наблюдение;
 текущий контроль – игра, соревнование, взаимозачёт;
 итоговый контроль – творческое задание, выступление.

Страница 18

18





4. Методическое и материально -техническое обеспечение
Дети занимаются в специальной танцевальной обуви – чешках, девочки – в
гимнастических купальниках, мальчики – в шортах и футболках. У девочек
волосы прибраны в шишку.
Для реализации программы используются:
 зал для зан ятий,
 музыкальный центр,
 музыкальный материал на CD и flash накопителях.
 гимнастические коврики
















Страница 19

19






5. Литература
1. Ваганова, А.Я. Основы классического танца/ А. Я. Ваганова. – Л.:
Искусство, 1980.
2. Бочкарева, Н.И. Развитие творческих способностей детей на уроках
ритмики и хореографии [Текст]: учебно -методическое пособие/ Н.И.
3. Горшкова, Е.В. О музыкально -двигательном творчестве в танце [Текст]/
Е.В. Горшкова. - М.: Дошкольное воспитание, 1993, 203 с.
4. Елисеева, Е. И. Ритмика в детском саду / Е.И. Елисеева, Ю.Н.
Родионова. - М.: Перспектива, 2012. - 104 c.
5. Зарецкая, Н.В. Танцы для детей дошкольного возраста [Текст]: пособие
для практических работников ДОУ/ Н.В. Зарецкая. - М.: Айрис - пресс,
2007. - 96 с.
6. Ерохина, О.В. Школа танцев для детей: серия «Мир вашего ребёнка»/
О.В. Ерохина – Ростов н/Д: Феникс, 2003г. 224 с.
7. Пуртова, Т.В. Учите детей танцевать [Текст]: учебное пособие для студ.
учреждений сред. проф. образования/ Т.В. Пуртова, А.Н. Беликова, О. В.
Кветная. - М.: Владос, 2003. - 125с.
8. Руднева, С.Д. Музыкальное движение/ С.Д. Руднева, Э.М. Фиш – С. -П.:
Издательский центр «Гуманитарная Академия», 2000г.
9. Холл, Д. Уроки танцев. Лучшая методика обучения танцам/ Джим Холл;
пер. с англ. Т.В. Сидориной. – М.: Астрель, 2009.