cloud
РДС ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

pdf

Открыть файл в исходном варианте

Текстовое содержание файла

Страница 1

Частное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 170 открытого акционерного общества
«Российские железные дороги»



Принята на заседании
педагогического со вета
протокол от 31.08.2021 г. № 1
Утверждаю:
заведующий
Детским садом № 170 ОАО «РЖД»
Н.Н. Кузнецова
приказ от 15.10.2021г. № 111/2а









Дополнительная общеразвивающая п рограмма
«БУКВАРЁНОК »
Возраст детей 5 -7 лет
Срок реализации 2 года










20 21

Страница 2

Дополнительная общеразвивающая программа (для детей 5 -7 лет) «БУКВАРЁНОК»


Разработчик и:
Учителя -логопеды – Светлана Геннадьевна Алексеева, Дарья Николаевна Мотина







Программа « Букварёнок » направлена на обучение чтению, письму и развитию
речи детей 5 -7 лет. Программа содержит учебно -тематический план, описание
учебной деятельности и методического обеспечения .
Данная программа предназначена для педагогов дошкольных образовательных
учреждений.

Страница 3


Содержание
1. Пояснительная записка
2. Учебно -тематический план
3. Содержание учебной деятельности
4. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
5. Список литературы

Страница 4

Пояснительная записка
Старший дошкол ьный возраст – это возраст серьё зной подготовки детей к
обучению чтению и письму. Проблема готовности ребё нка к овладению чтением
и письмом является одной из самых актуальных при организации работы с детьми
дошкольного возраста.
Готовность ребё нка к обучению грамоте складывается из многих
составляющих, среди которых первостепенное значение уделяется таким речевым
ха рактеристик ам, как развитый речевой слух ( который лежит в основе
профила ктики дисграфии и дислексии), чё ткая арти куляция звуков родного языка
(что обеспечивает правильное проговаривание), значение зрительных образов
букв и умение соотносить звук с бук вой, выработка гибкости и точности
движения руки, глазомера, чувства ритма (что особенно важно для овладения
письмом) и пр.
В старшем дошкольном возраст е уровень речевого развития ребё нка выв одит
его на серьезный этап. Ребё нок вплотную подходит к овладению письменными
формами речи (чтением и письма). Дислексия (нарушение чтения) и д исграфия
(нарушение письма) становятся первопричинами плохой успеваемости в школе .
Особенностью данной программы является то, что предложенная методика в
равной степени подходит для занятий с детьми без речевых нарушений, а также
имеющими речевую патологию.
Ребё нок 5 -6 лет спосо бен замечать особенности произношения других детей и
неко торые недостатки своей речи. На данном этапе дети обычно готовы к
правильному восприятию и произношению всех звуков родного языка.Запас слов
у ребё нка 5 -6 лет увеличивается до 2500 -3000. В активном словаре появляются
обобщающие слова, дети правильно называют широкий круг предметов и явле ний
окружающей действительности. В процессе употребления с лов совершенствуется
их произношение. У детей 5 -6 лет возрастает количество простых
распространенных, а также сложных предло жений. При оформлении фразы
ребё нок используе т все основ ные части речи. К 6 -7 годам усваивает основные
закономерности изменения сло в и соединения их в предложения. Ребё нок 5-6 лет
способен пересказать сказку, короткие рассказы. Может составить рассказ по
картине (по серии ка ртин). В возрасте 6 -7 лет у ребё нка хорошо развита
диалогическая речь и начинает формироваться монологическая р ечь.
Данная программа разработана в соответствии со следующими
нормативными документами:
 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 -ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (ред. от 02.07.2021, с изм. и доп., вступ. в силу с
01.09.2021)
 Министерство Просвещен ия РФ Приказ от 09.11.2018 г. № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (с изм. на
30.09.2020).
 СП 2.4.3648 -20 «Санитарно -эпидемиологические требования к
организ ациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,

Страница 5

утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 28
сентября 2020 г. № 28;
 СанПиН 1.2.3685 -21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача
России от 28 января 2021 г. № 2;
•Санитарно -эпидемиологические правила и нормативы СП 3.1/2.4. 3598 -20
"Санитарно -эпидемиологические т ребования к устройству, содержанию и
организации работы образовательных организаций и других объектов социальной
инфраструктуры для детей и молодёжи в условиях распространения новой
коронавирусной инфекции» ( COVID – 19)».
Цель программы: Формирование элем ентарных навыков чтения и письма у
детей старшего дошкольного возраста.
Задачи программы:
1. Обучать звукобуквенному анализу и синтезу слов.
2. Формировать навыки чтения и письма.
3. Предупредить нарушения письма и чтения (дисграфии и дислексии).

Объём про граммы первого года обучения составляет 32 часа, занятия
начинаются со второго полугодия – 2 раза в неделю. На втором году обучения –
62 часа, 2 раза в неделю. В старшей группе продолжительность занятий 25 минут,
в подготовительной – 30 минут.

Планируемые результаты :

Пер вый год обучения

1. Четко дифференцировать все изученные звуки.
2. Называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах.
3. Находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в
слове.
4. Различать понятия «звук », «слог», «предложение» на практическом уровне.

Второй год обучения

1. Четко дифференцировать все изученные звуки.
2. Различать понятия «звук», «буква», «твердый -мягкий звук», «глухой -
звонкий звук», «слог», «предложение» на практическом уровне.
3. Называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в
словах.
4. Производить элементарный звуковой анализ и синтез.
5. Читать и правильно понимать прочитанное в пределах изученной
программы.

Страница 6

6. Выкладывать из букв разрезной азбуки и печатать слова различного
сло гового состава, предложения с применением всех усвоенных правил
правописания.

Страница 7

Учебно -тематический план
Первый год обучения
№ Тема Кол -во занятий
1. I. Развитие слухового внимания и
фонематического восприятия.
1.1.Дифференциация неречевых
звуков,с логов, слов, близких по звуковому
составу.



2
2. II . Гласные звуки
2.1. Звук У
2.2. Звук А
2.3. Звуки А -У
2.4. Звук И
2.5. Звуки А -У-И
2.6. Звук О
2.7. Звук У -О
2.8. Звук Ы
2.9. Звуки Ы -И

1
1
1
1
1
1
1
1
1
3. III . Согласные звуки
З.1. Звук М
3.2. Звук В
3.3. Звук Н
3.4 Звук Ф
3.5 Звук Б
3.6. Звук П
3.7. Звуки П -Б
3.8. Звук Д
3.9. Звук Т
3.10. Звуки Т -Д
З.11. Звук Г
3.12. Звук К
З.13. Звук X
3.14. Звук С
3.15. Звук З
3.16. Звуки С -З
З.17. Звук Ц
3.18. Звук Ш
3.19. Звук Ж
3.20. Звук Л
3.21. Звук Р
3.22. Звуки Р -Л

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1



Страница 8

Второй год обучения
Период Тема Кол -во занятий
1. 1. Повторение понятия гласный звук. Звуки
буква У
2. Звук и буква А
3. Дифференциация звуков А -У
4. Звук и буква И
5. Повторение понятия согласный звук . Звук и
буква П
6. Звуки П -Пь
7. Звуки Т -Ть. Буква Т
8. Повторение понятия слово. Звуки К -Кь.
Буква К
9. Звуки П -Т-К
10. Звук и буква Э
11. Звуки М -Мь. Буква М
12. Звук и буква О
13. Звуки Х -Хь. Буква Х
14. Звуки Ы -И. Буква Ы
15. Звук и буква С
16. Знакомство с понятием слог . Звук Сь
17. Звуки С -Сь
18. Звуки Н -Нь. Буква Н
19. Звук и буква З
20. Звуки З -Зь
21. Звуки С -З
22. Звуки Б -Бь. Буква Б
23. Дифференциация звуков П -Б
24. Звуки В -Вь. Буква В
25. Звуки Д -Дь. Буква Д
26. Звуки Т -Д
2

2
1
1
1

1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

2. 27. Звуки Г -Гь. Буква Г
28. Дифференциация звуков Г -К
29. Буква Е
30. Буква Ё
31. Звук и буква Л
32. Звуки Л -Ль
33. Звук Ш
34. Буква Ш
35. Дифференциация звуков С -Ш
36. Буква Я
37. Звук Р
38. Буква Р
39. Звуки Р -Рь
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Страница 9

40. Дифференциация звуков Л -Р
41. Звук Ж
42. Буква Ж
43.Дифференциация звуков Ж -З
44. Дифференциация звуков Ж -Ш
45. Звук и буква Ц
46. Дифференциация звуков С -Ц
47. Звук Ч
48. Буква Ч
49. Буква Ю
50. Дифференциация звуков Ч-Ть
51. Дифференциация звуков Ч -Сь
52. Звуки Ф -Фь. Буква Ф
53. Дифференциация звуков Ф -В
54. Звук Щ
55. Буква Щ
56. Дифференциация звуков Щ -Сь
57. Звук и буква Й
58. Дифференциация звуков Щ -Ть
59. Дифференциация звуков Щ -Ч


2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1





















Страница 10

Содержание учебной деятельности
Первый год обучения

№ Тема Содержание
курса
1. Развитие слухового
внимания и
фонематического
восприятия
1.1 Дифференциация
неречевых звуков,
слогов, слов, близких
по звуковому составу
Развитие слухового внимания и
фонематического восприятия на материале
внеречевых звуков и слов, близких по
звуковомусоставу.
2. Гласные звуки

2.1. Звук У
Знакомство с понятиями «слово», «звук»,
выделение заданного гласного звука из потока
звуков, выделение и определение в словах
первого гласного звука.
2.2. Звук А Анализ и синтез сочетаний из двух гласных
звуков (АУ, УА).
2.3. Звуки А -У Определение наличия - отсутствия гласного
звука в словах, подбор слов с заданным гласным
звуком.
2.4. Звук И Анализ и синтез сочетаний из двух гласных
звуков (АИ, ИА, ИУ, УИ).
2.5. Звуки А -У-И Определение в словах последнего гласного
звука.
2.6. Звук О Закрепление полученных навыков.
2.7. Звуки У-О Определение в словах первого и последнего
гласных звуков, анализ и синтез сочетаний из 3 -
х гласных звуков (АУО, ИУО, УОИ).
2.8. Звук Ы

Определение в словах последнего гласного
звука.

Страница 11

2.9. Звуки Ы -И

Закрепление полученных навыков.
3. Согласные звуки

3.1. Звук М
Определение в словах первого согласного звука,
анализ и синтез слов, состоящих из 2 -х звуков -
согласного и гласного (УМ, АМ, МЫ,МУ).
3.2. Звук В Определение наличия - отсутствия согласного
звука в словах, подбор слов с заданным
согласным звуком.
3.3. Звук Н Анализ и синтез слова ОН.
3.4. Звук Ф Определение 2 -х гласных звуков в словах.
3.5. Звук Б Определение гласного звука в середине
односложных слов (БАК,БЫК, БОК, БИНТ,
БУК).
3.6. Звук П Анализ и синтез обратного слога АП, ОП, УП,
определение конечного согласного в словах
(ГНОМ, БАТОН).
3.7. Звуки П -Б Дифференциация звуков П и Б, анализ
обратного слога АП, УП.
3.8. Звук Д Определение позиции согласного звука в слове:
начало, середина.
3.9. Звук Т Определение позиции согласного звука в слове:
начало, середина, конец.
3.10. Звуки
Т-Д
Полный анализ и синтез слов ДОМ, ДЫМ,
ТАМ.
3.11 Звук Г Закрепление полученных навыков.
3.12. Звук К

Определение согласного звука в слове: начало,
середина, конец; полный анализ и синтез слов
БЫК, БАК.
3.13. Звук X Определение позиции согласного звука в слове:
начало, середина, конец; полный анализ и
синтез слов МОХ, МУХА.
3.14. Звук С Определение позиции согласного звука в слове:
начало, середина, конец; полный анализ и
синтез слов СУП, СОК, СЫН.

Страница 12

3.15. Звук 3 Полный анализ и синтез слов ЗУБЫ, КОЗЫ.
3.16. Звуки С -З Преобразование слов путем замены одного
звука (МАК -БАК, БАК -БЫК).
3.17. Звук Ц Определение позиции согласного звука в слове.
3.18. Звук Ш Закрепление полученных знаний.
3.19. Звук Ж Закрепление полученных знаний.
3.20. Звук Л Определение позиции согласного звука в слове:
начало, середина, конец.
3.21. Звук Р Определение первого согласного и
последующего гласного звуков в словах.
3.22. Звуки Р -Л Закрепление полученных навыков.

Страница 13

Второй год обучения

№ Тема Содержание
курса
1. 1. Звук и букваУ



2. Звук и буква А


3.Дифференциация
звуков А -У



4. Звук и буква И




5. Звук и буква П






6. Звуки П -Пь





7. Звуки Т -Ть. Буква Т



8. Звуки К -Кь. Буква К





Выделение гласных звуков среди потока звуков.
Определение позиции звука У в словах.
Знакомство с буквой У.

Подбор слов на заданный звук. Определение
позиции гласного звука в слове. Знакомство с
буквой А.
Различение на слух звуков А -У. Анализ
звукокомплексов, состоящих из 2 -3 звуков: АУ,
УА, АУА, УАУ . Выкладывание и чтение
звукокомплексов из букв разрезной азбуки.

Определение позиции гласного звука И в словах.
Анализ сочетаний типа АУИ. Знакомство с
буквой И. Выкладывание и чтение сочетаний
АУ, ИУА.

Выделение звука П среди звуков. Определение
позиции звука П в словах (начало, середина,
конец). Анализ и синтез обратных слогов АП,
ОП, ИП. Знакомство с буквой П. Выкладывание и
чтение слогов АП, ОП, ИП из букв разрезной
азбуки.

Деление слов на слоги. О пределение позиции
согласного звука в слове. Анализ и синтез
обратных слогов АП, ОП, УП, ИП. Различение
твёрдых и мягких согласных.


Определение позиции согласного звука в словах
(начало, середина, конец). Анализ обратного
слога типа АТ. Знакомство с б уквой Т.
Выкладывание и чтение слогов АТ, ИТ, УТ.

Различение твёрдых и мягких согласных.
Определение позиции согласного звука в словах
(начало, середина, конец). Анализ обратных
слогов ОП, ОК. Знакомство с буквой К.
Выкладывание и чтение сочетаний УК, И К, АК.

Страница 14

9. Звуки П -Т-К



10. Звук и буква Э



11. Звуки М -Мь. Буква
М





12. Звук и буква О





13. Звуки Х -Хь. Буква
Х






14. Звуки Ы -И. Буква
Ы




15. Звук и буква С




16. Звук Сь

17. Звуки С -Сь


Различение звуков П -Т-К. Анализ прямых слогов
ПА, ТА, КА.


Выделение начального гласного. Знакомство с
буквой Э. Выкладывание и чтение слогов ЭТ, ЭК,
ЭП, ТЭ, КЭ, ПЭ.

Различение звуков М -Мь. Определение позиции
согласного звука в словах. Анализ и синтез слов
типа МАК, КОМ. Составление схем. Знакомство
с буквой М. Составление слов из букв разрезной
азбуки.


Определение позиции звука О в словах. Анализ
звукобуквенных рядов ОИ, ИО, АМ, ОМ.
Знакомство с буквой О. Выкладывание и чтение
слогов ОИ, ИО, АМ, ОМ из букв разрезной
азбуки.

Различение твёрдых и мягких согласных.
Определение позиции согласного звука в словах.
Анализ и синтез односложных слов типа МОХ,
ПУХ. Знакомство с буквой Х. Выкладывание и
чтение прямых и обратных слогов, слов АХ, ХА,
МОХ , ПУХ.


Дифференциация звуков Ы -И. Определение
позиции звуков Ы, И в словах (середина, конец).
Знакомство со схемой односложных слов типа
КИТ, СЫН. Знакомство с буквой Ы.


Определение позиции звука С в словах. Анализ и
синтез слов СУП, СОМ. Знакомство с буквой С.
Чтение прямых и обратныхслогов, слов.


Знакомство с понятием слог. Анализ и синтез
слов СЕТЬ, СЕТИ.
Дифференциация звуков С -Сь. Схемы слов типа
САМ, ГУСИ.

Страница 15

18. Звуки Н -Нь. Буква
Н





19. Звук и буква З



20. Звуки З -Зь




21. Звуки С -З




22. Звуки Б -Бь. Буква
Б



23. Дифферен циация
звуков П -Б


24. Звуки В -Вь. Буква
В



25. Звуки Д -Дь. Буква
Д



26. Звуки Т -Д
Различение звуков Н -Нь. Определение позиции
звука Н в словах. Составление схем слов типа
СОН, САНИ. Знакомство с буквой Н. Работа с
разрезной азбукой: выкладывание и
преобразование слогов, слов, их чтение.


Деление слов на слоги. Схема слов типа ЗУБЫ,
СОВЫ. Понятие звонкий согл асный звук.


Различение звуков З -Зь. Схемы слов типа ЗИМА,
ЗУБЫ. Знакомство с буквой З. Выкладывание
слов из букв разрезной азбуки.


Различение звуков С -З. Анализ и синтез слов
типа КОЗЫ, КОСЫ (схемы). Составление и
преобразование этих слов из букв ра зрезной
азбуки.

Различение звуков Б -Бь. Схемы слов типа БИНТ,
ЗУБЫ. Знакомство с буквой Б. Составление и
чтение слов из букв разрезной азбуки.


Различение звуков П -Б. Схемы слов БАБА,
ПАПА. Выкладывание и чтение слов из букв
разрезной азбуки.

Различ ение звуков В -Вь. Схема слова ВАТА.
Знакомство с буквой В. Выкладывание и чтение
слов из букв разрезной азбуки.


Различение звуков Д -Дь. Схемы слов ДЫМ,
ДИВАН. Знакомство с буквой Д. Выкладывание
и чтение слов.


Различение звуков Д -Т. Анализ и синтез слов
ДОМ, ТОМ. Работа с разрезной азбукой:
преобразование слов путём замены букв.
2. 27. Звуки Г -Гь. Буква
Г
Различение звуков Г -Гь. Схема слова КНИГА.
Знакомство с буквой Г. Выкладывание и чтение

Страница 16



28. Дифф еренциация
звуков Г -К



29. Буква Е


30. Буква Ё

31. Звук и буква Л





32. Звуки Л -Ль




33. Звук Ш



34. Буква Ш




35. Дифферен циация
звуков С -Ш


36. Буква Я



37. Звук Р


38. Буква Р

слогов, слов.

Различение звуков Г -К. Анализ и синтез слов
КНИГА, БУМАГА. Выкладывание и чтение
слогов, слов.

Знакомство с буквой Е. Закрепление мягкости
согласных перед гласной Е.

Знакомство с буквой Ё. Закрепление мягкости
согласных перед гласной Е.
Определение п озиции согласного звука в слове.
Анализ и синтез слов СТОЛ, ВОЛК. Знакомство с
буквой Л. Выкладывание слогов, слов из букв
разрезной азбуки.

Различение звуков Л -ЛЬ. Анализ и синтез слова
СТОЛЫ. Выкладывание слогов, слов из букв
разрезной азбуки.

Опреде ление позиции согласного звука в слове.
Анализ и синтез слова ШУБА.

Знакомство с буквой Ш. Работа с разрезной
азбукой: преобразование слов путём замены букв.

Различение звуков С -Ш. Работа с разрезной
азбукой:
преобразование слов путём замены букв.

Знакомство с буквой Я. Закрепление мягкости
согласных перед гласной Я.

Подбор слов на звук Р. Анализ и синтез слова
ШАРФ.

Знакомство с буквой Р. Чтение слогов и слов.


Различение звуков Р -Рь. Анализ и синтез слов
РАДУГА, РИС. Выкладывание и чтение сл огов,
слов из букв разрезной азбуки.

Различение звуков Р -Л. Звуковой анализ слов
РЫБА, БЕЛКА. Анализ предложения У СОНИ

Страница 17



39. Звуки Р -Рь





40.Дифференциа ция
звуков Л -Р







41. Звук Ж



42. Буква Ж



43.Дифференциа ция
звуков Ж -З





44. Дифферен циация
звуков Ж -Ш



45. Звук и буква Ц





46.Дифференциация
звуков С -Ц
НОВЫЕ КАРАНДАШИ. (Выделение слова с
изучаемым звуком Р. Выкладывание линейной
схемы предложения).

Определение позиции согласного зв ука в слове.
Анализ и синтез слова ЖУК.

Знакомство с буквой Ж. Выкладывание и чтение
слогов, слов из букв разрезной азбуки.

Различение звуков З -Ж. Анализ и синтез слов
КОЗЫ, ЖУКИ. Членение предложений на слова,
определение количества и порядка слов в
предложении: ДЕВОЧКА ПАСЁТ КОЗУ.
Различение звуков Ж -Ш. Составление
предложений по предложенным схемам со
словами ЖУК, МЫШОНОК.
Подсчётколичестваслов.

Определение позиции согласного звука в словах.
Деление слов на слоги. Анализ и синтез слова
ПТИЦА. Зна комство с буквой Ц. Чтение прямых
и обратных слогов, слов.

Различение звуков С -Ц. Анализ и синтез слов
типа ЦОК, СОК (схемы). Составление и
преобразование этих слов из букв разрезной
азбуки.

Выкладывание схемы слов ЧАС, ЧАСЫ, УДАЧА.


Знакомство с бу квой Ч. Работа с разрезной
азбукой: преобразование слов ДАЧКА -КАЧКА -
ПАЧКА -ТАЧКА -ТОЧКА -ПОЧКА -БОЧКА

Знакомство с буквой Ю. Обозначение мягкости
при помощи гласных. Правописание ча, чу.

Различение звуков Ч -Ть. Работа с разрезной
азбукой: преобразование слогов ЧИ -ТИ, ЧА -ТЯ,
ЧУ -ТЮ.

Различение звуков Ч -Сь. Анализ и синтез слов
типа СВЕЧКА.

Страница 18





47. Звук Ч



48. Буква Ч





49. Буква Ю




50.Дифференциа ция
звуков Ч -Ть



51. Дифференциа ция
звуков Ч -Сь


52. Звуки Ф -Фь. Буква
Ф




53. Дифференциа ция
звуков Ф -В


54. Звук Щ


55. Буква Щ




Различение звуков Ф -Фь. Схема слова ФОКУС.
Знакомство с буквой Ф. Выкладывание слогов и
слов из букв разрезной азбуки.

Различение звуков В -Ф. Схемы слов МИФ,
ВАЗА. В ыкладывание и чтение слов.

Выкладывание схемы слова ЩУКА.

Знакомство с буквой Щ. Составление
предложений по предложенным схемам со
словами РОЩА, ЩЕНОК. Определение
количества и порядка слов в предложении.

Различение звуков Щ -Сь. Работа с разрезной
азбукой: преобразование слогов ЩИ -СИ, ЩА -
СЯ, ЩУ -СЮ.

Определение позиции согласного звука в слове.
Анализ и синтез слова МАЙ. Работа с разрезной
азбукой: МАЙ -МАЙКА, ЛЕЙ -ЛЕЙКА.

Различение звуков Щ -Ть. Подбор слов к схемам.
Преобразование слов, составленных из букв
разрезной азбуки.

Различение звуков Щ -Ч. Выкладывание схемы
слов ЧАШКА, ЩУЧКА. Определение количества
и порядка слов в предложении типа ЩУКА
ПЛАВАЕТ В РЕКЕ.

Страница 19




56.Дифференциа ция
звуков Щ -Сь



57. Звук и буква Й




58. Дифферен циация
звуков Щ -Ть


59.Дифференциа ция
звуков Щ -Ч







Методическое обеспечение дополнительной
образовательной программы
Обучение осуществляется на фронтальных занятиях, которые носят
комбинированный характер, каждое включает в себя несколько программных
задач. На занятии детям предлагается как новый материал, так и материал для
повторения и закрепления, усвоенных ранее знаний, поэто му его организация
должна быть строго продумана педагогом и четко выполнена. Все занятия
проводятся эмоционально, с максимальной активизацией детей.
В педагогике дошкольного возраста основные методы обучения – игровые.
В данной дополнительной образователь ной программе используются игровые,
наглядные, словесные методы развития детей.
Дидактический материал, техническое оснащение:
- азбука (наборн ое полотно и карточки с буквами );
- индивидуальные разрезные наборы букв;

Страница 20

- наборы для составления схемы слова и определения позиции звука (кружочки:
красный – гласный, синий – согласный, зеленый – согласный мягкий , полоски,
разделенные на три части );
- предметные картинки на разные звуки;
- наборы для составления схемы предложения;
- предметные картинки для составления предложений;
- О. Гомзяк «Я буду писать правильно. Альбом упражнений по предупреждени ю
нарушений письма у детей подготовительной группы »;
- слоговые таблицы ;
- таблицы для развития слухового восприятия;
- изографы;
- игры со словами .


Страница 21

Список литературы
1. Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних
заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у
старrих доrкольников. – СПб.: ДЕТСТВО -ПРЕСС, 2004. – 160 с.
2. Воробьёва Т.А., Крупенчук О.И. Мяч и речь: Игры с мячом для развития
речи, мелкой ручной и общей моторики. – СПб.: КАРО, 2003. – 96 с.
3. Гомзяк О.С. Говорим правильно в 6 -7 лет. Альбом 3 упражнений по
обучению грамоте детей подготовительной к школе логогруппы / О.С.
Гомзяк. – М.: Издательство ГНОМ, 2012. – 32 с.
4. Крупенчук, О.И. Комплексная методика коррекции нарушений слоговой
структуры слова. – СПб.: Литера, 2013. – 96 с.
5. Крупенчук, О.И. Научите меня говорить правильно! Пособие по логопедии
для детей и родителей. — СПб.: Издательский Дом «Литера», 2005.
6. Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Развитие и коррекция речи детей 6 лет:
Конспекты занятий. - М.: ТЦ Сфера, 2005 - 126 с.
7. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с
минимальными дизартрическими расстройствами. СПб.: Союз, 5. – 192
с.
8. Морозова И.А., Пушкарёва М.А. Подготовка к обучению грамоте.
Конспекты занятий. Для работы с детьми  -7 лет с ЗПР. – М.: Мозаика -
Синтез, 2007. –136с.
9. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов (пособие для логопедов). –
М.: ВЛАДОС, 2001. – 224 с.
10. Смирнова Л. Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 5-6 лет с
общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и
воспитателе й. – М.: Мозаика -Синтез, 2004. – 80 с.
11. Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6 -7 лет с общим
недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей.
– М.: Мозаика -Синтез, 2004. – 96 с.
12. Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего
недоразвития речи у дете й 5 лет. М.: ГНОМ и Д, 2002. – 144 с.
13. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего
недоразвития речи у детей  лет. Пособие для воспитателей, логопедов и
родителей. – М.: ГНОМ и Д, 2002 – 144 с.
14. Фалькович Т.А., Барылкина Л.П. Развитие речи, подготовка к освоению
письма: Занятия для доrко льников в учреждениях дополнительного
образования. – М.: ВАКО, 2005. – 288с. – 192 с.
15. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Коррекция нарушений речи.
Программы доrкольных образовательных учреждений компенсирующего
вида для детей с наруrениями речи. – М ., Просвещение, 2010 – 272 с.